Порядок расчета стоимости полиса ОСАГО в 2018 году

Порядок расчета стоимости полиса ОСАГО в 2018 году

Расчет ОСАГО (страховой премии) производится по следующей  формуле (приложение №4 к Указанию ЦБ № 3384-У):

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН,

где:

ТБ – базовый тариф

Для каждой категории транспортных средств предусмотрена «вилка» базовых тарифов – от мопедов до тракторов. Страховым компаниям предоставлено право самостоятельно определять размер тарифа в заданном диапазоне, который они публикуют на своем официальном сайте в течение трех дней со дня такого утверждения.

В случае изменения страховщиком базового тарифа, это не повлияет на водителей, уже заключивших с ним договоры страхования (п. 3 ст. 8 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих физическим лицам либо ИП и которые не используются в качестве такси, минимальный базовый тариф установлен — 3432 руб., максимальный – 4118 руб. Для расчета в данном калькуляторе применяется максимальный размер тарифа (4118 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства

Коэффициент определяется по месту прописки (или временной регистрации) собственника автомобиля. Например для Москвы этот коэффициент составляет 2, для Санкт-Петербурга – 1,8. Полный перечень коэффициентов указан в приложении №2 к Указанию ЦБ № 3384-У.

КБМ — коэффициент «бонус-малус»

Этот коэффициент является одним из основных коэффициентов в расчете полиса ОСАГО, влияющих на результат. Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого КБМ может увеличиваться или снижаться.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя, а также о присвоенном коэффициенте,  содержатся в автоматизированной системе, которую ведет Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА указывает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя

Для определения стажа водителя используются данные водительского удостоверения, срок  исчисляется с момента его выдачи (а в случае замены удостоверения – с момента выдачи первого). Наибольшее значение коэффициента установлено для молодого водителя в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно –  1,8. Наименьшее значение установлено для водителя в возрасте более 22 лет и стажем вождения более 3 лет — 1.

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством

В случае если условиями страховки предусмотрено ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (количество водителей не имеет значение), коэффициент составит — 1.

В случае допуска к управлению неограниченного круга водителей, коэффициент будет равен — 1,8.

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя

Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельства о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. Минимальное значение коэффициента — 0.6, максимальное — 1.6.

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства

Значение данного коэффициента зависит от продолжительности времени в течение которого водитель собирается использовать автомобиль. Минимальное значение коэффициента (в случае использования авто в течение 3-х месяцев) —  0.5, максимальное значение (в случае использования авто в течение 10 и более месяцев т.е. в подавляющем большинстве случаев ) — 1.

КН — специальный коэффициент

У этого коэффициента нет  специального названия. Размер коэффициента составляет — 1,5. Законом предусмотрены следующие случаи его применения (ст. ст. 9, 14 Закона №40-ФЗ):

  • когда водитель сообщил страховщику ложные сведения, которые уменьшили страховую премию (например, в паспорте транспортного средства и в доступных источниках отсутствовали сведения о мощности двигателя автомобиля, и его владелец на словах занизил количество лошадиных сил);
  • умышленно содействовал наступлению страхового случая (например, спровоцировал аварию) или увеличению связанных с ним убытков (к примеру, пытался отремонтировать за счет ОСАГО старые, существовавшие до ДТП поломки);
  • заведомо исказил обстоятельства ДТП (например, фактически на момент аварии автомобилем управлял водитель, не занесенный в страховку, а владелец машины утверждает, что за рулем был именно он);
  • допустил определенные нарушения, в результате которых страховщик получил право взыскать с него сумму выплаченного страхового возмещения (был нетрезв на момент ДТП, умышленно причинил вред жизни или здоровью пострадавших в аварии, скрылся с места ДТП, не был указан в полисе и т. д.).

Похожие записи

Leave a Comment